?

Log in

No account? Create an account

Станислав Стремидловский. Была ли Брестская уния ошибкой Ватикана: польский взгляд
ЯРославль, Добровольцы ЯРославии
scild

Originally published at Институт современных гуманитарных исследований. You can comment here or there.

Рецензия Станислава Стремидловского на новую книгу профессора Института Церкви и патрологии Люблинского католического университета Иоанна Павла II, директора Центра Восточно-европейских исследований «Ucrainicum» В. Осадчего – члена редакционной коллегии журнала «Studia Humanitatis».

Włodzimierz Osadczy. Unia Triplex. Unia Brzeska w tradycji polskiej, rosyjskiej i ukraińskiej. Radzymin: Wydawnictwo von borowiecky, 2018. 246 s.

Известный польский историк, профессор Католического университета в Люблине Влодзимеж Осадчий обратился к сложной теме перехода в конце XVI века части епископата Киевской митрополии Константинопольского патриархата под покровительство папы Римского и присоединения к Католической церкви, что привело в итоге к созданию Украинской греко-католической церкви, или украинского униатства. В своей новой работе, которую на русский язык можно перевести как «Триединый союз. Брестская уния в традиции польской, российской и украинской», он комплексно исследует этот феномен с разных сторон, хотя прежде всего с позиции польского католика. Это приводит, правда, к тому, что иногда чувства и эмоции верного сына Католической церкви в Польше выходят вперед, оставляя позади холодность ученого. Однако история Брестской унии — не арифметика или астрономия, за ней стоят отдельные человеческие судьбы и судьбы целых народов и Церквей. Поэтому если воспринимать работу профессора Осадчего с точки зрения изложения польской католической точки зрения, следует признать, что она представляет большой интерес.

Автор отмечает, что у Варшавы были свои виды на украинских греко-католиков. Он связывает их с концепцией польского иезуита Петра Скарги и короля Сигизмунда III Вазы, которые задали восприятие последующих религиозных и светских сановников в Варшаве, видящих в униатах средство отрыва «Восточной церкви в Речи Посполитой» от Москвы. Но такое представление расходилось с планами Святого престола, для которого отнятая в XVI веке у Константинопольского патриархата часть Киевской митрополии представляла собой мостик, что должен был связать Рим с Москвой и дальше способствовать проникновению в Китай. По мнению Осадчего, Римская курия в Брестской унии видела способ создать «неразделенную русскую Церковь, охватывающую как земли Речи Посполитой, так и Московского государства». Это восприятие сработало впоследствии в начале XX века, когда Святой престол сделал ставку на униатского митрополита Андрея Шептицкого, выходца из знатного австрийского дворянского рода, проживавшего в Польше. Однако в самой России греко-католичество вызывало симпатий еще меньше, чем непосредственно латинский обряд.

В этом смысле униатство после Брестской унии сравнительно быстро по историческим меркам повисло в воздухе: Москва рассматривала греко-католиков как подчиненных папам Римским и потому отказывалась с ними иметь дело, а для Варшавы они оставались неполноценными католиками с чуждыми обрядами и отсутствием собственной богословской мысли. В результате в XVII — XVIII веках униатство, как отмечает профессор Осадчий, подвергается сильной полонизации, начиная перенимать польские католические традиции и польскую культуру. Ответом на это со стороны греко-католиков становится москвофильство и украинофильство. Как отмечает автор работы, «в польском культурном пространстве принадлежность к «восточному обряду» стала таким же символом самоидентификации, как называние себя русином — политическим символом». Священники-униаты, являющиеся единственными представителями интеллигенции, взяли на себя функции национальной элиты. В определенной степени им подыграла Вена, которая в ходе европейских революций 1848−1849 годов («Весны народов») поддержала русин, лояльных Габсбургам и враждебных польским революционерам, повысив статус униатских священников, оцениваемых поляками как социально и цивилизационно отсталые.

Ненависть к польскому соседу, с которым русины, часть из которых превратилась в украинцев, вместе делили Галицию в Австрийской, позже Австро-Венгерской империи, никуда не ушла и после того, как империя распалась. Скорее, она только укрепилась в ситуации, когда несколько областей, населенных украинцами, по итогам Рижского договора 1921 года оказались в составе возрожденной Польши. Профессор Осадчий приводит немало свидетельств того, как греко-католический клир подогревал миф о «великой Украине», которая должна возродиться на землях, ныне «оккупированных» иностранными державами. Униатское духовенство не просто благословляло, но в ряде случаев принимало прямое участие в деятельности украинских националистов, в том числе тех, которые сотрудничали с нацистами. Им автор противопоставляет редкий пример исключения в лице главы Станиславовской епархии епископа Григория Хомишина, сторонника латинизации греко-католического обряда, призывавшего свою паству покорно подчиняться польским властям. Хомишин отвергал и открыто осуждал радикальный украинский национализм и террористические акты, утверждая, что это путь против Бога, путь, который может привести украинский народ к деградации и самоуничтожению.

В своем труде «Два Царства» он остро критиковал митрополита Шептицкого — и за поддержку украинского национализма, и за «русофильство» владыки. Борьба с русским влиянием была второй страстью епископа. Он так писал об этом: «Украинская нация не такая, как русская. По общему признанию, одна славянская, но украинцы и россияне — две отличные друг от друга ветви… Украинец никогда не был знаком с русскими царскими традициями, никогда он не ассоциировал себя с русским национализмом, постоянно боролся за отделение себя от русской нации. И чтобы подчеркнуть эту большую обособленность от русского народа и русского государства, он даже изменил свое историческое название «Русь» на «Украина». Будучи горячим украинским патриотом, подчеркивает профессор Осадчий, епископ Хомишин в межвоенный период выступал за максимально возможное сотрудничество с Польшей и поляками. Однако жизнь показала, что это был взгляд одиночки-идеалиста, поскольку «униатское духовенство продемонстрировало свой особый радикализм и приверженность национализму».

Более того, продолжает автор работы, после Второй мировой войны греко-католический клир, зараженный «ересью национализма», нашел себе партнера на «демократическом» Западе, а антисоветская риторика «свобод» стала их общим знаменателем в холодной войне. С этим багажом Греко-католическая церковь вернулась на постсоветскую Украину после развала СССР. Послание, принесенное духовенством униатов из-за океана, нашло широкую группу поддержки. УГКЦ оказалась одной из самых националистических конфессий на современной Украине, возвратив с собой старую вражду и неприязнь к католикам латинского обряда, видя в них поляков, с которыми униаты боролись в первой половине XX века. Так чем же в итоге оказалась Брестская уния? По мнению профессора Осадчего, это был эксперимент, который мог оказаться успешным и еще может стать таковым (с наследниками епископа Хомишина, а не бандеровцев). Однако мы склонны согласиться с публицистом Хенриком Любеньским, который в 1930-х годах писал, что Брестская уния была ошибкой, которую следует отвергнуть. Кстати, эти его слова приводит как раз сам автор работы.

Если поляки сегодня считают, что сейчас они смогут добиться успехов с украинскими греко-католиками — что ж, пусть попробуют. Однако исторический материал, представленный ученым Католического университета в Люблине, не дает оснований, на наш взгляд, испытывать оптимизм.

Станислав Стремидловский

Источник:
ИА REGNUM


Владимир Колупаев: «Вне идеи единства Церкви у нас нет перспективы»
ЯРославль, Добровольцы ЯРославии
scild

Originally published at Институт современных гуманитарных исследований. You can comment here or there.

В конце прошлого года в издательстве Международного историко-литературного журнала «Странникъ» по решению Научно-экспертного совета Института современных гуманитраных исследований вышла книга отца Владимира Колупаева о Павле Мелетьеве, первом русском православном епископе, присоединившемся к Католической Церкви. В рецензии на неё говорится, что книга адресована специалистам по Русскому Зарубежью, а также тем, кто занимается изучением церковно-государственных отношений в России в XX века и межцерковным православно-католическим диалогом. Эти три аспекта связаны с самой биографией епископа Павла. Мы решили разобраться последовательно с каждым из них в интервью с автором книги.

Отец Владимир, давайте начнем с детства будущего епископа. Я знаю, что его путь в Церкви начался до революции. Какое воспитание он получил и как открыл своё призвание?

Родился он в простой православной семье в глухой глубинке на Русском Севере в конце XIX века. Это была патриархальная традиционная среда. Единственным способом получить хоть какое-то образование для подобных парней было поступление в духовные учебные заведения, что он и зделал. Затем на его формирование повлияли монастыри, паломничество в которые было единственным для подавляющего числа крестян коммуникативно мобильным движением в их устойчивом образе жизни. Именно крестьяне составляли большинство населения аграрной дореволюционной России.

Из воспоминаний Мелетьева: «Каждый год я проводил каникулы в монастыре… Там я жил в атмосфере молитвы и покаяния. Эта строгая жизнь среди монахов меня очень привлекала, и каждый год я с радостью к ней возвращался. Эта возможность жить среди них, эти дни, проведенные с ними в монастыре и в молитве, все это было для меня источником огромного счастья».

Таким образом, юноша поступает в Соловецкий монастырь. Монашеская жизнь давала экономическую, социальную и духовную стабильность. Буквально перед самым крахом, в 1916 г. отец Павел становится игуменом и епархиальным миссионером на Крайнем Севере.

И там его застала революция… Тут для нас и начинается тема церковно-государственных отношений. Как смена власти в стране отразилась на судьбе будущего епископа?

Со сменой государственного строя и всего привычного образа жизни и мышления, молодой священник начал активно выступать против. В годы Гражданской войны он публикует работу «Большевизм перед судом Божественной Правды». В 1920 году его первый раз арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности, осудили к расстрелу, что было заменено на 20 лет лишения свободы, затем срок был снижен до пяти лет. С 1925 по 1931 гг. следует период относительной свободы. Он живет в Москве, Калуге, Серпухове, общается с выдающимися православными епископами и другим духовенством, многие стали исповедниками и мучениками и некоторые из них ныне канонизорованы. С 1931 по 1937 гг. был вновь в заключении, на этот раз в Казахстане.

Что происходит в годы Второй мировой войны? Почему Мелетьев, наконец, может служить открыто и даже возведен в сан архимандрита в этот период? На оккупированных территориях священники могли служить свободно?

Именно, несмотря на то, что нацисты, мягко говоря, не очень доброжелательно смотрели на духовенство в самой Германии и других оккупированных странах, среди канонизированых мы имеем теперь католических и православных мучеников: Максимилиан Кольбе, Титус Брандсма, Эдит Штайн, епископ Пражский Горазд, Мария и Юрий Скобцовы, Димитрий Клепинин и Илья Фондаминский. Многие из священства и монашествующих закончили жизнь в лагерях смерти. В одной только Польше в концлагерях их погибло более 2,5 тысяч. Была экспроприирована собственность более 300 католических учреждений. Сербский патриарх Гаврииил и епископ Николай (Велимировичем) страдали в Дохау, в Литве был убит митрополит Сергий (Воскресенский) и т.д.

Тем не менее, на оккупированной территории СССР Вермахт умело использовал православную национально-территориальную екклезиологию. Гражданская администрация, к которой обращаются местные жители с просьбой об открытии церквей, такие разрешения дает. Возобновляется деятельность православных церковных структур. Известный, например, итальянский иезуит отец Петр Леони, бывший военным капеланом, участвует в восстановлении православного монастырского собора в Одессе. Помните фильм Владимир Хотиненко «Поп» о Псковской миссии? Вот это тоже часть нашей истории. Солдаты словаки, воевавшие на стороне Германии, например, привозили с собой религиозную литературу, изданную русскими монахами-эмигрантами. В определенной степени, развитие церковных структур и успех миссии отражалось на симпатиях населения к оккупантам, что имело свое влияние на изменение государственной политики по отношению к Церкви, которое принял в 1943 году выпускник православной семинарии Иосиф Джугашвили (Сталин). На эту тему есть замечательное исследование Михаила Шкаровского «Русская Православная Церковь и государственно-церковные отношения в СССР в годы Великой Отечественной войны».

И после наступления советских войск Мелетьеву вновь приходится бежать… Тут открывается большая тема Русского Зарубежья. Как складывалась судьба православного епископа Павла Мелетьева и вообще, русского Православия в эмиграции?

Безусловно у епископа не было выбора, после двух советских судимостей и при факте рукоположения под оккупацией, ничего хорошего его ждать не могло и он это осозновал. Трагическая судьба бывших военнопленных, вынужденно перемещенных лиц и беженцев, все они в отечественной историографии обозначаются как «Вторая волна эмиграции». В зарубежье возникли три ветви русского Православия: Русская Православная Церковь заграницей, разорвавшая на долгие годы всякие контакты с Церковью на Родине, ныне, с исчезновением причин ее отделения, обьединившаяся с Московским патриархатом при сохранении полной административной независимости. Возникла она в 1920-х годах из эмигрантов Первой волны. От нее в 1926 г. отделилась епархия с центром в Париже, буквально в наши дни решается вопрос будущего бытия этого Экзархата, т.к. глава Константинопольского патриархата, к которому структура принадлежала на протяжении всего этого времени, решил ее упразднить и подчинить ее приходы местным православным епископам своей юрисдикции. И наконец, активное повсеместное создание структур Московского патриахата в диаспоре, начавшееся после Второй мировой войны и ведущееся в наши дни.

Чем конкретно занимался преосвященный Павел, как иерарх? Он стал епископом беженцев. Русские, живущие в многочисленных лагерях в Германии, Австрии и Италии проявляли исключительную заботливость о храмах и в каждом лагере была создана руками беженцев своя церковь, которую посещают почти все обитатели лагеря. Пастырское попечение, совершение богослужений и гуманитарная помощь… Работа его была многогранна: поддержать, ободрить, накормить. «Благодаря помощи одного американского военного священника», как писал он сам, «я управлял своей епархией в изгнании: мои пасомые находились в рассеянии в трех различных зонах оккупации». Итак, Павел Мелетьев до Парижа не добрался, в Московский патриархат обратиться не мог, а вот к зарубежникам стучался и очень сильно, надеялся получить от них помощь, но увы. В Мюнхене ему приходилось спать на лавочке в городском саду.

Прежде чем мы заговорим о переходе епископа Павла в Католичество, хочу спросить: каково было его отношение к католикам до эмиграции? Ему приходилось ранее встречаться с Католической Церковью или знакомство это происходит уже в Европе?

Я думаю, что он просто был не знаком с католиками. От безнадежности, будучи в глубочайшем кризисе, он просит просто о милостыне, о том, что мы называем Каритас. Католический епископ немецкого Регенсбурга Михаэль Бухбергер дает приют бездомному русскому епископу. Так что выбор в сторону католичества не был подготовлен интеллектуальными размышлениями, это просто был крик о помощи и помощь ему была оказана без тайной цели прозелетизма. Помните первое приветствие, только что избранного нашего Папы Франциска, произнесенное перед народом собравшемся на площади св. Петра, когда он цитирует так сильно любимого праволавными св. Игнатия Богоносца, назвал себя «я епископ Рима, Церкви, которая председательствует в любви», в итальянском оригинале — presiede nella carità. Вот именно эту главную характеристику католичества, не просто понял, а ощутил на себе владыка Павел. Дальше начинается его знакомство с новой для него реальностью, переход в католичество не произошел тут же, был опыт жизни среди монахов Шевентоня, работа с Русским апостолатом и т.д.

Можно говорить о каких-то политических мотивах перехода? Или это был шаг, обусловленный именно жизненным и духовным путём Мелетьева?

Ну, политического тут было мало, разве что в большинстве своем вся эмиграция была антисоветской, что и понятно. Духовный путь — бузусловно. Без молитвы, аскезы, осознания воли Божией и послушания ей, невозможно понять такие моменты и решения. Можно, наверное сказать, духовная интуиция. Ведь Мелетьев и круг его общения — это люди, почувствовавшие необходимость того, что произошло после II Ватиканского собора. Они как раз жили в преддверии его, накануне его, приближали его, предчувствовали. Француз Тиссеран и армянин Агаджанян, бельгиец Мерсье и немец Бухбергер, итальянец Ронкалли и болгарин Куртев — все эти люди, их интуиция, идеи присутствуют в моей книге, посвященной Мелетьеву, который, кстати, стал именно первым русским православным епископом присоединившимся к Католической Церкви.

Как развивался путь Мелетьева в Католической Церкви? Среди его паствы в Европе были русские католики?

Для русского читателя, очевидно, будет интересно узнать, что движение в сторону сближения с Римом, особенно в послереволюционный период отечественной истории, не было случайным. Многие православные по рождению, воспитанию и убеждению люди, видя, как буквально на глазах рушатся привычные формы жизни, нарушается традиционный тысячелетний ход истории, искали для себя ответ на вопросы: «Почему? Что и как сделать, чтобы удержать Россию от падения в пропасть безверия и мрака?» И если, как мы видим из происшедших в стране событий, никакая вера, никакая Церковь или конфессия, не смогла, не покривив совестью, не войдя в компромисс, найти свое место при коммунистической власти, то оказавшиеся в эмиграции русские люди продолжали мучительные поиски, занимались церковным строительством. Таким образом, церковная диаспора, претерпев разделения, определилась среди трех основных православных направлений, о которых мы упоминали выше.

Однако осталась еще некоторая часть, пришедшая под омофор Римского епископа. С 1923 г. на Дальнем Востоке в русской общине Китая появляются примеры перехода православных в католичество, с сохранением особенностей византийского обряда. Русские католические приходы появились в Северной Америке: с 1935 года – в Лос-Анджелесе, несколько позднее — в Нью-Йорке. Различные инициативы по сближению с католичеством происходили в русской эмигрантской среде в Европе. С 1930 х гг. в городе Лилле действовала русская католическая семинария. С 1925 года в Париже начали совершаться службы в русском католическом приходе. Создавались общины и в других городах, таких как Рим, Намюр, Берлин, Прага и т.д.

Стремление русских стать католиками, обратившись к доктрине Рима как к прибежищу в своих гонениях и избавлению от своих страхов понятно. Рим воспринимался как «скала Петрова». Русские лихорадочно искали и хватались за ту помощь, которая была протянута. Что нес за собой сам факт перехода в католичество, как воспринимали сами русские, вчерашние православные, свое новое вероисповедание? Была ли это измена вере?

Позволю процитировать: «Да, мы православные и считаем не только не ложным нам самим отказываться от этого термина, но, и оспариваем справедливость и компетентность кого бы то ни было нам в этом наименовании отказывать. Наша принадлежность к Католической Церкви и принятая нами «юрисдикция» Папы Римского не обусловлена для нас отказом от каких бы-то ни было догматов, признаваемых Православной Церковью… Мы православные, понявшие, что у нас с католиками одна и та же вера… Итак, мы православные и никогда от православия не отрекались. Но вместе с тем мы стремимся к тому, чтобы наше родное православие понесло сокровище своего предания на обогащение сокровищницы предания вселенского» (Павел Гричишкин, настоятель в Париже».

Так и наш владыка Мелетьев, он не отказался от православия, он его обогатил и укрепил.

В предисловии к книге священника князя А. Волконского «Католичество и Священное Предание Востока» написано: «Русский национализм со времен славянофилов и Ф. Достоевского является главной причиной и главным препятствием для соединения Церквей. Переход в католичество рассматривается как измена Святой Руси. Почему Русь Святая, и почему соединение с католицизмом есть измена Руси — остается невыясненным и непонятным, аргументы здесь заменяются патриотическими выкриками и эмоциями. Характерно, что князь Мышкин в романе Достоевского «Идиот» после его речи на эту тему начинает биться в эпилептическом припадке за неимением других аргументов. Князь Волконский совершенно разбивает эти предрассудки и доказывает несовместимость христианства и национализма». По-моему, жизненный путь Павла Мелетьева, русского человека до мозга костей, но при этом открытого действию Божию, является красивым воплощением этих слов. Как вам кажется?

Безусловно с вами согласен. Национализм и блуждающие вокруг него вирусы, такие как расизм и ксенофобия, либо, наоборот, антипод в виде космополитизма — оставим эти понятия тем, кто на них «зарабатывает». Помните у Салтыкова-Щедрина: «заговорил о патриотизме — значит проворовался». Русское православие не более и не менее национально, чем другие формы православия, спекуляции на этом — всего лишь идеологическая игра. Идеология же советская или антисоветская, равно как и русофобия, одинаково омерзительны. Мне тоже приходилось слышать обвинения в русском национализме от людей, у которых не хватало аргументов, либо желания вести диалог. Как писал сам Мелетьев: «русскому народу нужен не русский пастырь, а добрый пастырь». В русском католическом апостолате были польский граф Тышкевич, русский аристократ Евреинов, интелектуал Поснова, белорусский политик Абрантович, литовец Бучис, латыш Слосканс, словенцы Козина и Ильц, француз Де Режис, немец Маха, словак Яворка — это просто примеры. На самом деле этих людей разных национальностей было много и всех их объединяла любовь к русской культуре, и все это — в универсальной Католической Церкви, и обо всем об этом написано в моей книге.

Неслучайно издатель пригласил в качестве рецензентов книги православных теологов, т.к вне идеи единства Церкви у нас нет никакой перспективы.

Спасибо, отец. И последний вопрос, технический. Где и как можно приобрести вашу книгу?

Желающие приобрести книгу могут обратиться к издателям по телефону +79206656016 и по электронной почте: strannik278@yandex.ru

Беседовала Анастасия Орлова

Источник:
РУСКАТОЛИК.РФ 


Формирование весеннего номера журнала «Studia Humanitatis» (2019, № 1)
ЯРославль, Добровольцы ЯРославии
scild

Originally published at Институт современных гуманитарных исследований. You can comment here or there.

Уважаемые коллеги! Редакция и редакционная коллегия Международного электронного научного журнала «Studia Humanitatis» сообщают о формировании очередного номера издания (2019, № 1).

Проект ИСГИ журнал «Studia Humanitatis» основан в начале 2013 года. Основной целью издания журнала является содействие развитию гуманитарного образования и науки в России и за рубежом.

Задачей издания является информирование читателей о состоянии и перспективах развития гуманитарных дисциплин, популяризация гуманитарного знания, предоставление ученым-гуманитариям площадки для публикации результатов своей научной деятельности и исследований, осуществление информационной деятельности. 

Журнал является продолжающимся сетевым изданием, не имеющим печатного эквивалента. Периодичность издания составляет четыре номера в год (ежеквартально).

В журнале публикуются научные статьи, обзоры, рецензии и другие материалы, относящиеся к области гуманитарных наук!

В журнале открыты следующие рубрики: "История", "Педагогика", "Политология", "Психология", "Теология", "Филология", "Философия".

«Studia Humanitatis» представляет собой некоммерческий просветительский проект, публикация материалов для авторов бесплатная, гонорары не выплачиваются. 

Все материалы журнала распространяются по модели открытого доступа Open Access в соответствии с Будапештской инициативой «Открытый доступ» и предоставляются по лицензии Creative Commons Attribution (CC-BY 4.0). Авторские права на произведения сохраняются без ограничений.

«Studia Humanitatis» является рецензируемым научным изданием. Перед публикацией все представленные рукописи подвергаются тщательной экспертной оценке.

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25 января 2013 года. Свидетельство – ЭЛ № ФС 77-52598.

Журнал зарегистрирован в Centre International de l'ISSN. Изданию присвоен ISSN 2308-8079.

Журналу «Studia Humanitatis» присвоен DOI 10.24411/2308-8079. Регистрационным агентством по предоставлению DOI для опубликованных в журнале статей является организация DataCite. Присвоение DOI для новых и ранее опубликованных в журнале статей осуществляется по желанию автора. Чтобы получить DOI, автору следует обратиться в редакцию журнала с соответствующим запросом.

Журнал «Studia Humanitatis» включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Выпуски журнала «Studia Humanitatis» размещаются в научной электронной библиотеке открытого доступа (Open Access) «КиберЛенинка».

Журнал включен в крупнейший Европейский индекс ERIH PLUS.

Журнал включен в международный мультидисциплинарный каталог журналов открытого доступа Directory of Open Access Journals (DOAJ).

Журнал включен в международную базу научных журналов Index Copernicus International.

Журнал индексируется в EBSCO Discovery Service и EBSCOhost.

Журнал включен в международную мультидисциплинарную базу данных научных журналов ResearchBib.

Журнал включен в международную наукометрическую базу InfoBase Index.

Журнал включен в международный каталог периодических изданий Ulrich's Periodicals Directory.

Журнал включен в крупнейшую в мире библиографическую базу данных WorldCat.

Журнал включен в международную базу научных изданий Регенсбургского университета Elektronischen Zeitschriftenbibliothek (EZB).

Журнал включен в академическую базу Министерства науки и высшего образования Польши – Polska Bibliografia Naukowa.

Журнал индексируется в Bielefeld Academic Search Engine (BASE).

Журнал включен в индекс турецкого образования – Index of Turkish Education.

Метаданные журнала «Studia Humanitatis» экспортируются в крупнейший в мире открытый репозиторий научной информации – Академию Гугл (Google Scholar).

Учредителем сетевого издания «Studia Humanitatis» является Автономная некоммерческая организация «Институт современных гуманитарных исследований». Главный редактор – Президент АНО ИСГИ, академик МАБН, член-корреспондент РАЕ, доктор теологических наук, кандидат филологических наук Андрей Мельков.

За шесть лет издания журнала авторами из России и стран ближнего и дальнего зарубежья было опубликовано 487 статей и рецензий. Архив номеров доступен в открытом доступе на сайте журнала, включая англоязычную версию сайта.

Редакция и редакционная коллегия сетевого издания «Studia Humanitatis» приглашают авторов научных статей для публикаций на страницах журнала. 

Возможность разместить результаты своих трудов предоставляется как преподавателям вузов, научным сотрудникам, докторантам, так и молодым исследователям – аспирантам и студентам.

Статьи в очередной номер журнала (2019, № 1) принимаются до 20 марта 2019 года.

С правилами оформления рукописей и требованиями к содержанию научных статей можно ознакомиться на специальной странице нашего издания. 

Обращаем внимание на то, что электронная публикация является равноправным видом научной публикации в сравнении с традиционным бумажным печатным эквивалентом. В действующем государственном стандарте (ГОСТ Р 7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка») приведены конкретные правила и примеры оформления библиографических ссылок на материалы, опубликованные в сети Интернет.

Редакция и редакционная коллегия Международного электронного научного журнала «Studia Humanitatis» осуществляют политику поступательного развития издания, его индексацию в ведущих международных наукометрических базах с перспективой включения журнала в базы данных Scopus и Web of Science.

Информационная служба ИСГИ


Царственная святость Ветхого Завета. Очередная программа ИСГИ из цикла «Царский путь и святость» выш
ЯРославль, Добровольцы ЯРославии
scild

Originally published at Институт современных гуманитарных исследований. You can comment here or there.

25 января 2019 года в 20 часов 30 минут в эфире радио «Радонеж» прозвучала очередная программа из цикла «Царский путь и святость», реализуемого ИСГИ с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

В программе на тему «Царственная святость Ветхого Завета» принял участие Андрей Сергеевич Мельков – Президент Института современных гуманитарных исследований, кандидат филологических наук, доктор теологических наук, эксперт Экспертного совета при Правительстве России, автор научных монографий и статей, посвященных истории Христианской Церкви.

В программе рассказывается о царском достоинстве и служении царя Салимского Мелхиседека, говорится об обстоятельствах установления монархии в Древнем Израиле, описываются основные этапы жизни и правления святых царей Давида и Соломона, а также вехи истории еврейской монархии в эпоху двоецарствия и вавилонского плена.

Ведущий цикла – В.И. Артёменко.

Предлагаем ознакомиться с аудиозаписью эфира.

Программа подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Информационная служба ИСГИ,
Радио «Радонеж»


Вышел в свет очередной номер журнала «Studia Humanitatis» (2018, № 4)
ЯРославль, Добровольцы ЯРославии
scild

Originally published at Институт современных гуманитарных исследований. You can comment here or there.

25 января 2019 года вышел в свет очередной номер Международного электронного научного журнала «Studia Humanitatis» (2018, № 4).

В зимнем выпуске опубликовано двадцать пять статей, которые размещены в наших традиционных рубриках, относящихся к области гуманитарных наук: "История", "Педагогика", "Политология", "Психология", "Теология", "Филология" и "Философия".

Авторами номера стали исследователи-гуманитарии, представители учебных заведений и научных организаций России (Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Смоленск, Брянск, Ярославль, Ростов-на-Дону, Тамбов, Липецк, Петрозаводск, Нижний Новгород, Волгоград, Тобольск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре), Украины (Киев, Мариуполь, Курячевка), Дании (Биллунд), Болгарии (София), Турции (Карс), Индонезии (Проболинго, Сурабая).

Главный редактор издания Андрей Мельков в обращении к авторам и читателям журнала, в частности, сказал: «Данный номер вышел в свет в шестую годовщину государственной регистрации издания. За эти годы в журнале было опубликовано 487 научных статей авторов из разных стран мира. Многие их наших авторов защитили кандидатские и докторские диссертации, разместив в «Studia Humanitatis» результаты своих диссертационных исследований.

Журнал достойно несет свою миссию – содействует развитию гуманитарного образования и науки в России и за рубежом, предоставляя ученым-гуманитариям разных стран творческую площадку для публикации результатов своей научной деятельности и исследований».

Выходу данного номера предшествовала серьезная, кропотливая и напряженная работа членов редакции и редакционной коллегии. Эта работа связана с приемом, рецензированием, редактированием и размещением научных публикаций на сайте журнала. Все статьи, опубликованные в журнале, прошли серьезную процедуру научного рецензирования и экспертной оценки. 

Материалы журнала по традиции дополнены кратким обзором содержания статей (summary) на русском и английском языках. Весь архив номеров журнала постоянно доступен в специальном разделе сайта издания в русской и английской версиях.

Международный электронный научный журнал «Studia Humanitatis» представляет собой интерактивную площадку для обсуждения актуальных вопросов, связанных с развитием современной гуманитарной науки. Издание всегда открыто для интеллектуальных дискуссий и обмена мнениями по широкому кругу научных вопросов. 

Редакция и редакционная коллегия Международного электронного научного журнала «Studia Humanitatis» занимаются постоянным совершенствованием проекта и осуществляют политику поступательного развития издания, его индексацию в ведущих международных наукометрических базах с перспективой включения в базы данных Scopus и Web of Science.

Редакция и редакционная коллегия сетевого издания «Studia Humanitatis» приглашают авторов научных материалов опубликовать результаты своих трудов на страницах журнала. Такая возможность предоставляется как преподавателям вузов, научным сотрудникам, докторантам, так и молодым исследователям – аспирантам и студентам.

Информационная служба ИСГИ


Царское служение в православном представлении. Очередная программа ИСГИ из цикла «Царский путь и свя
ЯРославль, Добровольцы ЯРославии
scild

Originally published at Институт современных гуманитарных исследований. You can comment here or there.

18 января 2019 года в 20 часов 34 минуты в эфире радио «Радонеж» прозвучала очередная программа из цикла «Царский путь и святость», реализуемого ИСГИ с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

В программе на тему «Царское служение в православном представлении» приняли участие протоиерей Георгий Студёнов – благочинный храмов Михайловского церковного округа Москвы, настоятель храма архистратига Михаила в Тропарёве и Юлия Игоревна Белоногова – профессор ИСГИ, кандидат исторических наук, заместитель декана исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

В программе рассказывается о царском служении Иисуса Христа и Царствии Божием, специфике монархической государственности, рассматриваются отличия монарха от выборных руководителей государства, описываются примеры добродетелей святых монархов.

Ведущий цикла – В.И. Артёменко.

Предлагаем ознакомиться с аудиозаписью эфира.

Программа подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Информационная служба ИСГИ,
Радио «Радонеж»


Стартовал проект ИСГИ «Царский путь и святость. Цикл радиопрограмм о служении государя»
ЯРославль, Добровольцы ЯРославии
scild

Originally published at Институт современных гуманитарных исследований. You can comment here or there.

7 декабря 2018 года в 20 часов 30 минут в эфире радио «Радонеж» прозвучала первая программа из цикла «Царский путь и святость», реализуемого ИСГИ с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Целью проекта ИСГИ «Царский путь и святость. Цикл радиопрограмм о служении государя», ставшего победителем второго конкурса президентских грантов 2018 года, является ознакомление аудитории с жизнью и деятельностью святых монархов (князей, царей, императоров) и их ролью в формировании духовно-нравственных основ российского общества, а также формирование у слушателей навыков грамотного исторического анализа, оценки современных социальных и политических процессов в исторической ретроспективе.

В первой передаче цикла на тему «Царская святость как феномен истории» на вопросы ведущего о том, что же такое святость, по каким критериям она определяется, какова роль святого правителя в истории государства, ответил Евгений Владимирович Никольский – Ученый секретарь Научно-экспертного совета ИСГИ, профессор, доктор филологических наук, магистр религиоведения. Е.В. Никольский уже много лет занимается темой царственной святости. В научном издательстве URSS вышли его две книги, посвященные этой тематике: «Благоверие царей и князей в истории Христианской Церкви» (2014) и «Царский путь и святость: культ правителя в истории» (2016).

Цикл передач посвящен рассмотрению жизни и деятельности святых монархов в широком контексте европейской культуры. В программах рассказано о типологии и образах святости, о добродетелях святых монархов и роли святых правителей в истории государства и Церкви.  кскурс в историю начнется с жизнеописания ветхозаветных правителей (Мелхисидек, Давид, Соломон и др.). Далее будет рассказано о святых царях и князьях Византии, Грузии, Руси, а также о святых правителях Западной Европы. После историко-культурного обзора основное внимание будет уделено образу правителя в российской истории – святым царям и князьям Древней Руси, подвигу Александра Невского. Значительное место в программе будет уделено обсуждению исторических событий второй половины XIX – начала XX вв., распространению в общественном сознании идей нигилизма и атеизма. Будет рассказано о трансформации общественного и религиозного сознания российского общества в это время. Отдельная радиопрограмма будет посвящена трагедии гибели царской семьи и оценке этого преступления в исторической науке.

Радиопрограммы пройдут в форме диалога ведущего с известными специалистами-историками, теологами, что позволит раскрыть поставленные вопросы, с одной стороны, на высоком современном научном уровне, а с другой стороны – динамично, ярко, эмоционально, с целью сохранения внимания аудитории разного возраста и социального статуса к обсуждаемым проблемам. В настоящее время много говорится о роли личности в истории, но, как правило, речь идет об отрицательных персоналиях. Цикл предлагаемых радиопрограмм позволит взглянуть на эту проблему с точки зрения христианской нравственности, увидеть положительную роль святых правителей в истории государства и общества. Программы рассчитаны на широкую аудиторию, призваны активизировать интерес к истории России, актуализировать вопросы царской святости, раскрыть природу церковно-государственных отношений.

Предлагаем ознакомиться с аудиозаписью эфира первой программы цикла.

Программа подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Информационная служба ИСГИ,
Радио «Радонеж»


В издательстве журнала «Странникъ» вышла в свет книга «Земная жизнь святой обители. Смоленский Спасо
ЯРославль, Добровольцы ЯРославии
scild

Originally published at Институт современных гуманитарных исследований. You can comment here or there.

1 декабря 2018 года. В издательстве Международного историко-литературного журнала «Странникъ», который возглавляет член Научно-экспертного совета ИСГИ Константин Забелин, вышла в свет книга «Земная жизнь святой обители. Смоленский Спасо-Вознесенский женский монастырь в архивных документах XVII–XX веков». Автор книги – смоленский искусствовед, краевед и журналист В.М. Аникеев.

Издание было представлено на XII Открытом конкурсе изданий «Просвещение через книгу», проводившемся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательским советом Русской Православной Церкви, и была отмечена дипломом III степени в номинации «Лучшее справочное и краеведческое издание».

Книга рассказывает об истории возникновения в Смоленске Вознесенского девичьего (впоследствии – женского) монастыря, судьбе его обитательниц, избравших нелегкий путь монашеского служения, о жизни обители в разные годы.

Издание, подготовленное на основе царских грамот XVII века и консисторских документов XVIII–XX веков, описывает повседневную жизнь православного женского монастыря в условиях жесткой регламентации со стороны государства в Синодальный период и в трагическую пору разорения и закрытия обители при богоборческой советской власти. Представленные архивные материалы, многие из которых публикуются впервые, свидетельствуют, что монастырь – это не только особая среда обитания, но и, главным образом, место совершения каждодневного духовного подвига.

Представленная книга иллюстрирована цветной вклейкой с редкими фотографиями документов, что делает издание более интересным и содержательным. 

Рецензентами издания стали:

О.В. Козлов, доктор исторических наук, профессор СмолГУ;

А.Ф. Гавриленков, доктор исторических наук, профессор СмолГУ;

А.С. Омарчевски, декан богословского факультета Софийского университета им. св. Климента Охридского, профессор;

И.В. Христов, директор Центра исследования патристического и византийского духовного наследия, заведующий кафедрой исторического и систематического богословия богословского факультета Софийского университета им. св. Климента Охридского, профессор.

Аникеев В.М. Земная жизнь святой обители. Смоленский Спасо-Вознесенский женский монастырь в архивных документах XVII–XX веков. – Смоленск: Историко-литературный журнал «Странникъ», 2018. – 248 с. с илл. ISBN 978-5-6041915-0-7.

Монастрыский вестник,
Информационная служба ИСГИ


Вышел в свет очередной номер историко-литературного журнала «Странникъ»
ЯРославль, Добровольцы ЯРославии
scild

Originally published at Институт современных гуманитарных исследований. You can comment here or there.

29 ноября 2018 года. Вышел в свет очередной номер историко-литературного журнала «Странникъ» - 2018, № 3(10). В журнале печатаются научные и публицистические статьи, исследования по истории, литературе, языкознанию, обзору современной литературы и многому другому. На страницах издания всегда можно найти плоды литературного творчества, статьи преподавателей и аспирантов, а также студенческой молодежи.

Журнал «Странникъ» издается с 2008 года и является продолжением одноименного дореволюционного издания. Главный редактор журнала – член Научно-экспертного совета ИСГИ Константин Забелин.

Очередной номер «Странника» знакомит читателя с разнообразными и интересными материалами. Рубрика «Путеводитель в журнале» предлагает отправиться в путешествие в русскую глубинку – село Смогири, где находится удивительный Николо-Георгиевский храм с чудотворным образом Корсунской иконы Божией Матери. В рубрике «Из жизни писателей» опубликован очерк профессора Московского государственного университета Владимира Воропаева. В своей статье он рассказывает о духовном значении смерти Николая Гоголя. В «Нашем интервью» смоленский исследователь чайной культуры Николай Дементьев поделится историей появления традиции чаепития на Руси. Рубрика «Художественная галерея» посвящена творчеству народного художника России Вячеслава Федоровича Самарина. О нем пишет смоленский искусствовед и журналист Владимир Аникеев. Личности известного российского литературоведа и переводчика Владимира Нилендера посвящена работа Натальи Корнеенко, заведующей художественным отделом Рославльского историко-художественного музея. Владимир Нилендер был знаком с поэтами Мариной Цветаевой, Андреем Белым и другими. 

Особенно следует отметить статью «Святая преподобная Ефросиния Суздальская: путь к святости» из раздела «Агиография», автором которой является Ученый секретарь Научно-экспертного совета ИСГИ Евгений Никольский и рассказ «Сердце Белого моря» директора культурно-просветительских программ ИСГИ Веры Сапунковой, помещенный в рубрике «Проза».

2018 год для «Странника» юбилейный – осенью исполняется 10-лет с момента возрождения журнала, прежде выходившего до революции. В настоящее время редакция и редакционный совет готовят к выходу в свет специальный выпуск журнала, который будет посвящен истории «Странника» как дореволюционной, так и современной.

По вопросам сотрудничества и приобретения журнала «Странникъ» просьба обращаться в редакцию: 

E-mail: strannik278@yandex.ru

Контактный телефон: +7920 665 60 16.

Информационная служба ИСГИ


Журнал «Studia Humanitatis» получил высокий рейтинг в международной наукометрической базе Index Cope
ЯРославль, Добровольцы ЯРославии
scild

Originally published at Институт современных гуманитарных исследований. You can comment here or there.

26 ноября 2018 года. Издаваемый ИСГИ Международный электронный научный журнал «Studia Humanitatis» в очередной раз повысил рейтинг в польской международной наукометрической базе Index Copernicus International. В опубликованном сегодня решении, основываясь на проверке информации из журнала и анализе выпусков 2017 года, эксперты Index Copernicus установили для журнала «Studia Humanitatis» значение показателя Index Copernicus Value за 2017 год – ICV 2017 = 100.00.

Журналы, находящиеся в базе Index Copernicus, проходят ежегодную систему оценки на основе более 100 критериев. Подтверждением индексации в базе Index Copernicus является полученный числовой индекс ICV (Index Copernicus Value). В течение трех лет с момента регистрации в Index Copernicus журнал «Studia Humanitatis» постоянно улучшает свои показатели. Так в 2015 году ICV журнала составлял 69.41, в 2016 году ICV был равен 93.66, а в 2017 году – уже 100 пунктов! 

Индикатор ICV Index Copernicus является признанным в научной среде мерилом качества научного журнала и рекомендован Министерством науки и высшего образования Польши в качестве критерия оценки научных результатов исследователей. Индикатор ICV Index Copernicus широко применяется в научных организациях и государственных учреждениях Польши и других странах Европейского Союза, а также за пределами ЕС. 

В Index Copernicus International размещен профиль журнала «Studia Humanitatis», включая полнотекстовой архив издания.

Информационная служба ИСГИ